ЭКСПОЗИЦИИ

ПРИРОДА АРКТИКИ

Экспозиция отдела посвящена физико-географическим особенностям Арктики, ее животному и растительному миру.

Центральное место в экспозиции отдела занимает макет „Арктика”, который представляет собой сегмент глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до параллели 60° в масштабе 1:1 500 000. Макет создан на основе картографических материалов академика Ю.М. Шокальского в 1936 г.

Уникальными художественными произведениями являются диорамы „Птичий базар”, „Лежбище моржей”, „Тундра зимой”, „Тундра летом”, „Ледник Шокальского на Новой Земле”, „Пролив Маточкин Шар”, выполненные в 1935—1936 гг. авторами Платуновым и Цыпалиным.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Экспозиция отдела посвящена истории арктического мореплавания с XVI в. до настоящего времени, освоению Северного морского пути, а также научным исследованиям советских и российских ученых в Арктике. Открывает экспозицию фрагмент наружной обшивки и часть форштевня древнего коча, а также реконструированная одежда полярных мореходов XVI—XVII веков.

Диорама „Мангазея” рассказывает об одном из самых крупных торгово-ремесленных и промысловых центров на крайнем северо-востоке средневековой Руси. Морские походы в Мангазею занимают видное место в истории русской арктической культуры.

Особое место в экспозиции отдела занимает штурвал и нактоуз (магнитный судовой компас) первого в мире арктического ледокола „Ермак”, созданного в 1899 г. по чертежам вице-адмирала С. О. Макарова.

Комплексное изучение и освоение Арктики началось в 1920-е—1930-е годы. В 1932 г. ледокольный пароход „А. Сибиряков” впервые прошел Северным морским путем за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации.

Значительное место в экспозиции отведено Челюскинской эпопее 1933—1934 гг. Полярные летчики, принявшие участие в спасении челюскинцев со льдов Чукотского моря, стали первыми Героями Советского Союза.

Первым экспонатом музея является настоящий самолет-амфибия „Ш-2” конструкции инженера В. Б. Шаврова, построенный в 1931 г. в Ленинграде и использовавшийся для ведения ледовой разведки в Арктике в 1930—1960-е гг.

В 1937 г. Первая воздушная высокоширотная экспедиция, возглавляемая О. Ю. Шмидтом, доставила на льдину в район Северного полюса группу исследователей под руководством И. Д. Папанина. Одно из центральных мест в экспозиции отдела занимает палатка первой дрейфующей научной станции „Северный полюс”.

Большой интерес представляют экспонаты, относящиеся к первому в истории авиации трансарктическому перелету Москва—Северный полюс—Сиэтл на самолете АНТ-25, пилотируемом В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым, и высокоширотному дрейфу ледокольного парохода „Г. Седов” (1938—1940 гг.).

Труды папанинцев положили начало проведению научных работ в океане с дрейфующего льда. С 1950 г. на льдах Арктики ежегодно работали научные станции „Северный полюс”, с 1948 г. проводились воздушные высокоширотные экспедиции „Север”.

В экспозиции отдела представлены подлинные предметы дрейфующих станций — одежда, бытовые вещи полярников, научные приборы, а также деревянный передвижной разборный домик дрейфующей станции „Северный полюс-3”.

Специфика арктических исследований потребовала создания специальной аппаратуры. Экспозиция знакомит с подлинными приборами, которые были разработаны отечественными учеными: электрический самописец течений, дистанционная метеостанция, фототермограф с годовой автономностью и возможностью функционирования в морях, покрытых льдом в течение большей части года. Для арктических исследований создана автоматическая радиометеостанция, которая устанавливалась на льду в Северном Ледовитом океане и в течении года передавала по радиоканалу метеоинформацию. В экспозиции отдела можно увидеть макет дрейфующей автоматической радиометеостанции, выполненный в масштабе 1:10. Большая карта-схема наглядно иллюстрирует работу Северного морского пути и роль ледокольного флота в современных арктических перевозках.

Привлекают внимание модели первого в мире атомного ледокола „Ленин”, созданного рабочими Адмиралтейского завода в Ленинграде в 1959 г., и атомного ледокола „Арктика”, в 1977 г. впервые в истории совершившего плавание к точке географического Северного полюса.

Завершает экспозицию отдела действующий макет „Полярное сияние”, дающий представление об этом удивительном природном явлении.

АНТАРКТИКА

Экспозиция отдела посвящена природе шестого континента, истории его открытия, важнейшим экспедициям в Антарктику, а также деятельности советских и российских антарктических экспедиций.

Первыми, кто увидел берега Антарктиды, были русские мореплаватели Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. На небольших шлюпах „Восток” и „Мирный” они пробились сквозь плавучие льды и цепи гигантских айсбергов и 28 января 1820 г. открыли континент, названный впоследствии Антарктидой. Продолжая свое кругосветное плавание, они обошли вокруг Антарктиды и открыли остров Петра Первого и Землю Александра Первого. В разделе экспозиции, посвященной этому крупнейшему географическому открытию XIX века, находится первое издание „Атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1820, 1821 гг.”, выпущенное в свет в Петербурге в 1831 г. весьма незначительным тиражом.

Почти одновременно с Первой русской антарктической экспедицией ряд географических открытий совершили английские и американские китобои в районе Южно-Шетлендских островов и на подходах к Антарктическому полуострову. Наиболее значительный вклад в развитие исследований в Антарктике того периода внесли экспедиции 1837—1843 гг. под руководством француза Дюмон Дюрвиля, американца Уилкса и англичанина Росса.

В конце XIX века ряд географов мира выдвинули идею исследования ледового континента силами объединенных международных экспедиций, однако вплоть до середины XX века в Антарктику отправлялись преимущественно национальные экспедиции отдельных стран. 14 декабря 1911 г. Р. Амундсен с четырьмя товарищами водрузили норвежский флаг на Южном полюсе, а 17 января 1912 г. Южного полюса достигла английская экспедиция под руководством Р.Скотта. В экспозиции находятся сани экспедиции Скотта, переданные в дар музею Полярным институтом Скотта.

Только в середине ХХ века усилиями исследователей ряда стран удалось почти полностью завершить предварительное картографирование побережья Антарктиды, создав тем самым предпосылки для комплексного изучения шестого континента и, в особенности, его внутренних областей. Осуществлению этого грандиозного плана положил начало Международный геофизический год (МГГ) 1957—1958 гг. В исследовании Антарктики по программе МГГ приняли участие двенадцать стран.

1 декабря 1959 г. двенадцатью государствами, включая СССР, был подписан Международный договор об Антарктике, гарантировавший свободу научных исследований всех стран—участниц договора и обязательство использовать антарктическую зону к югу от шестидесятой параллели исключительно в мирных целях. Международное сотрудничество в Антарктике оказалось очень плодотворным. Действуя в духе согласованных решений, экспедиции различных стран осуществляют непосредственный обмен учеными, информацией, оказывают друг другу необходимую помощь.

Ежегодно к берегам Антарктиды отправляются суда Российской Антарктической экспедиции для продолжения обширного комплекса научных наблюдений. В настоящее время в Антарктиде работают пять российских постоянно действующих станций (Мирный, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Восток и Прогресс). Для снабжения внутриконтинентальной станции Восток — полюса холода нашей планеты — ежегодно со станции Прогресс отправляются санно-гусеничные поезда.

На карте Антарктики появились сотни новых географических названий. В 1968 г. коллективом отечественных ученых был создан единственный в своем роде „Атлас Антарктики”, которым пользуются исследователи всего мира.